Свадьба по-австрийски
Еще в ХIХ- начале ХХ в. При заключении браков в Австрии болеше руководствовались не чувствами, а расчетом и экономическими интересами. Воспитание молодежи (как в городе, так и в деревне) было направлено на то, чтобы она готовилась к заключению брака по расчету, хотя, конечно, встречались и браки по любви.
Парень, достигший 18 лет, становился членом буршеншафта (Burschenschaft), т.е. союза своих сверстников, с которыми он отныне вместе проводил свободное время. За вступление на путь любовных авантюр в более раннем возрасте старшие его наказывали. Девушки принимались в круг потенциальных невест в тех или иных землях в разном возрасте: например, в Форарльберге (в Брегенцком лесу) с 20 лет, а в Нижней Австрии – 16-17 лет. Буршеншафты играли до известной степени роль блюстителей нравов, регулировали отношения между полами.
В сельской местности широко по всей Австрии, как и в соседней Баварии, были распространены вплоть до наших дней ночные свидания молодежи под окошком – фенстерлен (Fensterlen). В некоторых областях им предшествовали гассельгеен (Gasselgehen) – шествия распевающих песни парней по улицам и проселочным дорогам. В Вайнфиртеле (Нижняя Австрия) с 1880-х годов развились особые формы ухаживания, которые сохранились да наших дней. В ночь всех святых парень приходил к дому понравившейся ему 16-17 летней девушки и через крышу дома бросал во двор сплетенную из соломы косу, обычно в полметра длиной. Девушка, нашедшая утром во дворе такую косу отныне знала, что она принята в круг девиц, которыми интересуются парни и до дня св. Катерины (после него начинался пост), она сможет целый месяц танцевать на гуляниях. В городах местом знакомства молодежи были карнавальные гуляния, танцевальные вечера, балы в общественных местах, домашние балы, а после катки, театры, дискотеки…
Свадебный обряд в Австрии делился на 3 цикла: помолвка (Versprechen), через две недели – венчание и свадьба (свадебное пиршество) и через два дня после этого – ввод невесты в дом мужа. В городах жених, узнав заранее о согласии невесты и ее родителей на брак с ним, приходил празднично одетый с букетом цветов в дом избранницы и официально просил ее руки. Невеста по обычаю должна была если не сопротивляться, то хотя бы всплакнуть. После этого обручение скреплялось рукобитием, поцелуем и обменом кольцами. Обручальное кольцо отличалось от венчального – золотого и гладкого, оно часто бывало серебряным, ажурным, с камнем. После помолвки в следующие три воскресенья имело место оглашение в церкви, на котором молодые не должны были присутствовать, ибо иначе им грозило несчастье. Наиболее предпочтительным временем для свадеб в большинстве австрийских земель были масленица и время духова дня, а также ноябрь. Свадьбы обычно не справлялись во время уборки урожая ив неделю всех душ (начало ноября). Считали также неподходящим для свадеб май. Пословица гласит: «Свадьба в мае смерть сулит». Вплоть до ХХ в. Почти нигде не разрешалось венчаться вне своего прихода по месту жительства. Браки между кровными родственниками (до третьего колена) запрещались.
В день свадьбы ранним утром соседские парни приходили к дому невесты будить ее, стреляли и радостно кричали, «чтобы невеста не заспалась и надолго сохранила свежесть юности». Невесте помогали одеваться подруги или портниха, шившая подвенечный наряд. При этом невесте следовало стоять на одной и той же половице, иначе, по поверью, она будет неверна мужу. Венчание происходило до обеда, чаще в 10 часов. Приглашенные гости обычно собирались в доме невесты рано утром. Случалось иногда, что гости жениха собирались в его доме, а гости невесты – в ее доме, и встречались они уже на пути в церковь. Придя в дом невесты жених обращался к ее отцу с требованием выдать ему дочь. Отец высылал к нему очень юную или старую ( горбатую или еще какую убогую женщину), плохо одетую, иногда переодетого в рваное женское платье мужчину, которых бидельман (свидетель) отвергал. Наконец выходила невеста в подвенечном платье. После того как невесту выдавали, гостей угощали обильным (жирным и достаточно соленым) завтраком, поэтому в течении дня они испытывали чувство жажды, для удовлетворения которой было припасено достаточно «свадебной влаги». После завтрака посаженый отец вел невесту в комнату, где она родилась, там она становилась перед родителями на колени на разостланный платок и просила прощения. Они ее прощали, благословляли и давали последние наставления. После прощания свадебная процессия отправлялась в церковь . При входе в церковь жениху и невесте необходимо было переступить порог сначала правой ногой, чтобы иметь длительное счастье. Во время венчания гости наблюдали, какая из свечей, стоящих на алтаре, будет мерцать. Если та, что находилась против невесты, то раньше умрет она, если против жениха, то он.
По дороге в виртхаус (корчму, ресторан), а изредка еще и до венчания по пути в церковь невесту «крали». Чаще это случалось во время свадебного застолья или танцев. Совершал это обычно расторопный парен (не из числа приглашенных гостей), которому удавалось обмануть бидельмана. Он отправлялся с ней в отдаленный виртхаус и там пировал за счет бидельмана, а если кража случалась после венчания, то нередко и за счет жениха. Обычай кражи невесты бытует в Австрии и в наши дни, однако теперь невесту увозят на автомашине друзей жениха.
На свадебном застолье обычно накрывали три длинных стола: за одним сидели молодожены со своей свитой и ближайшие родственники, за вторым женатые гости, за третьим – холостые. Обед открывал бидельман, произнося пожелания новобрачным счастья, здоровья, долгой жизни и т.д. Обед обычно состоял из трех смен (каждая из пяти-шести блюд). Сначала подавали гороховый суп, куриную лапшу или какой-нибудь другой суп, свиное жаркое со всякими гарнирами. Говяжье мясо с подливкой из хрена. Затем около полуночи подавали все вареное и в заключение еще жаркое с капустным салатом. Наконец, на рассвете наступала третья смена: ее да и весь свадебный пир завершали кофе и крапфен (жареные в кипящем сале пшеничные пирожки с начинкой или без) и многочисленные другие мучные кондитерские изделия. Свадебный пир прерывали свадебные танцы, одним из наиболее важных был почетный танец. Начинал его браутфюрер, он танцевал с невестой, затем с подружками, посаженой матерью и остальными гостями. Невеста должна была протанцевать со всеми гостями мужского пола. Каждому из мужчин, даже тому, кому по возрасту трудно было кружиться, следовало пройти хотя бы один круг с невестой (по поверью, танец с невестой освобождал от болей с пояснице). После почетных танцев новобрачных отводили в спальню, где они снимали, насколько позволяли приличия, часть одежды и при гостях ложились в брачную постель, потом тотчас поднимались , одевались в обычное воскресное платье и опять отправлялись танцевать. В конце обеда обычно собирали деньги, чтобы расплатиться за обед, а также вознаградить труд кухарки. Она появлялась заплаканная, жаловалась. Что прожгла передник. Гости ее утешали и давали деньги. Во время этой церемонии каждый гость пел свой куплет, что могла продолжаться очень долго. Если молодым дарили подарки, то это обычно были полезные в хозяйстве вещи. После полуночи обязательно танцевали кранцелабгетанц. Его начинали и кончали посаженые мать невесты и жениха. Прежде этот танец исполняли лишь в том случае, если невеста не потеряла целомудрия. Если девушки подозревали, что это не так, они во время этого танца высмеивали подруги в своих куплетах, а замужние женщины старались ее защитить. Наконец посаженая мать снимала с головы невесты венок и надевала ей шляпу жениха. После этого она передавала новобрачную мужу и иба танцевали вальс. После снятия венка молодоженов провожали домой. На пороге молодых встречала мать жениха, она благословляла их, а если сын вступал во владение хозяйством, подавала невестке на расшитой подушке ключи, а также еду и питье, которыми невеста делилась с женихом. В ряде местностей Австрии праздновали еще «послесвадьбье», хотя уже в наши дни молодожены предпочитают сразу после венчания отправиться в свадебное впечатление.
|