Свадьба в Сибири
В Сибири, более свободной по духу и нравам, чем Западная Россия, молодежь имела возможность свободного выбора спутника жизни. Но важнейшим условием создания семьи являлась все же хозяйственная целесообразность.
Так, исследователи отмечали, что по документам XVIII-начала XIX вв. часто возраст невесты был больше жениха: семья старалась "заполучить" прежде всего работницу в дом.
В Енисейской губернии в ряде мест был распространен обычай формального похищения невесты. М.Ф. Кривошапкин, описывая этот обычай, замечал, что, договорившись по согласию, жених "похищал" невесту. Мать невесты сказала при этом: "Как в глаза людям смотреть. В чужой дом, поди, дочь отдаю. Своими руками отдать, что ли. У нас ей хуже живется?" После "похищения", правда, невеста возвращалась (обряд соблюден), а затем начинался ритуал сватовства.
Сватунья от имени жениха шла сватать невесту. На первой ступеньке крыльца она говорила: "Как твердо и крепко стоит нога моя, так будет крепко и твердо слово мое. Чтоб что я думаю, то и исполнилось". Становились на ступеньку только правой ногой. Сватать мог и сватовщик. Пройдя в избу, сватунья садилась под матицу, на скамью. ("Под матицу не сядешь - в новой семье связи не будет", - говорили в Сибири). Матица дом вяжет, а скамья должна быть продольная, а не поперечная, иначе жизнь поперек пойдет!
Сначала разговор "ни о чем", а потом: "Я к Вам пришла не пировать, не столовать, а с добрым делом, со сватаньем! У Вас - невеста, а у меня - жених. Станете-ка родство заводить!" Отец отправлял мать за загородку, в куть к невесте - дело-то девичье. Невеста в Сибири была вольна выбирать: могла отказать. Отец в таком случае говорил: "Молода ведь, хочет побыть в девках, отцу-матери поработать, ума-разума накопить". Или мог сказать: "Ждите до проку (т.е. через год)". В случае согласия сватунье передавался платок невесты. Все "переговоры" вел отец невесты.
Затем назначался заранее особый день рукобития. В этот день отец, мать жениха и сватунья шли в дом невесты, "удостоверялись", что невеста именно та, что нужна их сыну, и скрепляли рукобитием важное событие. Это был старинный обычай народной "скрепы" серьезного дела. Отцы били по рукам: "Господи, благослови, в добрый час". Молились. Отец благословлял невесту. Затем пили по рюмочке "разъездной", а невеста с подругами проводила ночь "в рыданиях и причитаниях": пели песни "с упреками и слезами" за то, что "отдают в чужой дом".
На смотренье, через сутки, встречались "впервые" невеста с женихом. Здесь были родные, крестные родители. Приглашали: "Беседовать просим". На столе вино, лакомства. "Вот смотрите нашего жениха, а нам кажите невесту свою", - говорила крестная мать. Невеста и жених становились на одну половицу под руку: ближе к образам жених, а к двери - невеста, затем происходило обручение с поцелуем, обмен кольцами. Важен был обряд с платком, когда невеста, жених, отцы их брались за четыре угла платка, а затем невеста и жених переплетались углами и целовались. После этого все садились за столы, угощения и лакомства обносили всем, взамен гости клали деньги. Жених на тарелке дарил подарок невесте, та принимала с поцелуем.
Невеста провожала жениха на крыльце дома. Все уезжали. Молодежь оставалась у невесты, затем жених возвращался один и начиналось веселье: песни, игры, угощения. Песни в этот раз пели более веселые. В них - примирение с жизнью, жених меняет родителей, описание жизни невесты в доме жениха и др. Веселье продолжалось допоздна.
Следующим этапом была вечеринка, или "девичник". В этот день невеста с подругами шла в баню, ей расплетали косу. Возобновлялись слезы. В бане невесту накрывали платком. Затем наряжали, вели в дом. Тут на разряженной лошади приезжал разнаряженный жених с целой свитой друзей. Жених выглядит
победителем: он торжествует! Зватай приглашает их в дом. Входят сватья, затем жених, потом все остальные. После приглашения садятся за столы: также допоздна поют песни, угощаются, общаются, ведут разговоры о свадьбе.
После рукобития и до свадьбы запасались должностными лицами свадьбы. Обряд предполагал следующих лиц: благословленные отец и мать; со стороны невесты - 2 свахи, 1 постельница, 1 продавец косы, 1 заобразник и 2 бояр; со стороны жениха - 1 тысяцкий, 1 дружка (знаток всех обрядов, управитель свадьбы), 1 подружка, 1-2 свахи, 4 боярина.
Завершает ритуал бракосочетания день свадьбы. Действие продолжается в этот день с восхода солнца и до "за-полночи". Дружка жениха разряжен: через плечо у него полотенце, празднично вышитое, пояс нарядный с висящими на нем платочками, в руках - плеть. Он ранним утром навещает невесту. "Как спалось? Как здоровье?" - справляется от имени жениха. Вторым приездом дружка везет подарки от жениха. "Повелел князь наш передать", - говорит. Дарили обычно платки цветные, шубу соболью, наряд подвенечный, зеркало подставное и др. "Приглашать ли князя ко красну крыльцу?" - спрашивает он, и далее идет разговор о дальнейших действиях в этот день.
Младший брат невесты везет приданое: перину, подушки, одеяло, полог. Все это в сундуке. Едет он с образом и со свечой. С ним на санях сидит "приданка" - повитуха. Она едет готовить в подклети или другом месте брачную постель. Следуют угощения, одаривания платочками.
А в доме невесты - праздничное оживление. Готовят невесту к венцу. Она одевается перед зеркалом с рыданиями, "прощается" с подругами. Затем все садятся за стол. Рядом с невестой брат - продавец косы. Жених уже уведомлен об этом.
К дому невесты подкатывает целый поезд - процессия. Традиционны возгласы: "А тот ли это дом?!", "Открывайте ворота!" Въезжают во двор. Здесь свахи обмениваются пивом, и далее следует ритуал ввода "во дом, во палаты". Младшему брату невесты нужно "золоту гривну на поднос выложить" - русу косу выкупить. Ударяет плетью - "Мало!" - требует еще. Наконец, "косник" доволен суммой денег. Сваха расплетает косу невесте. Все вместе садятся за стол. На нем всевозможные кушанья. Жених и невеста пригубливают вино. Следуют три перемены блюд. Перед родителями невесты ставят гуся, которого они должны вдвоем съесть по обряду.
Идет взаимное одаривание подарками. Наконец собираются ехать в церковь. Родители невесты благословляют молодых. Следуют три глубоких поклона. Все рассаживаются в сани. Впереди поезда Образ Благословенный. Дружка с "приговором" три раза обходит поезд, и вот процессия трогается к храму. Веселье, песни, прибаутки! По традиции у всех головы не прикрыты платками или шапками. Лошади и дуги саней украшены лентами, колокольчиками, шаркунчиками. Кругом стреляют из ружей. Встречные поздравляют молодых.
В церкви "таинство освящения брака и молитва за благополучие ея" по православному обряду дополнялось чисто сибирским правилом, когда на полу Храма расстилался платок и молодые становились на него: жених - правой ногой, а невеста - левой. При этом считалось счастливым поверьем, если невеста во время венчания сжимает в кармане корку хлеба, то жизнь пройдет в довольствии.
Далее свадьба продолжалась в доме жениха. Подъезжают к дому, а дружка громко объявляет: "Прибыл наш князь новобрачный с молодой княгиней и со всем полком, честным поездом на широкий двор. Приказал объявить, что он под злат венец встал и Закон Божий на голову получил! Извольте встречать с радостью!"
Встречают хлебом-солью, молятся, садятся за стол. Начинается свадебный пир...
|